Страница на Facebook

Лента новостей в RSS

Instagram

на главную

Гонка Звезд 2009. Интевью порталу RallyRus

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter!
Гонка звезд. От первого лица.

Брать у него интервью просто и сложно. Он приходит с готовым рассказом в голове. В самом начале беседы он упомянул Олега Богданова. Писать рассказы и шлифовать предложения, у него нет времени. У него другая страсть. Спрашивать его не надо. Он приходит полный эмоций и нужен только заинтересованный взгляд и первое «А как это было…». Дальше он рассказывает сам.

На первой тренировке перед Гонкой звезд, когда мы ездили с моим тренером Константином Огарко, мне вспомнился рассказ Богданова «Степень риска выбирать тебе». Вот тебе трек, в руках руль и секундомер. Все. Дальше есть только ты и машина.

И возникло желание написать, что-то в этом же роде. Рассказ или повесть о том, как это было. С конца 2006 года, когда мы решили «поиграть» в «Рено Логан Кап» и до некоего промежуточного итога – вот этой Гонки звезд.

Первое осознание трека и вообще всей «авантюры», это был даже не проезд по нему, а когда в машину сел Сергей Иванов, проехался, вылез и процедил «Елки моталки. Во что мы ввязались…». Я сказал что Сереж, мол, у них огромный гандикап в виде более мощного мотора, блокировки… «…ага, двадцати лет опыта…», продолжил он. В общем, посмеялись от души.

На самом деле, думаю, что процентов 80 участников «Гонки звезд» имеют трековый опыт, которого у нас не было, и по большому счету не сильно прибавилось, а еще процентов 60 из тех 80, я уверен, не один год этим занимаются, а точнее живут. Я смотрю на фамилии – те, кто ездит не в треке – ездят в кольце. При чем многие поменяли кузовные на формулы, формулы опять на кузова, моносерии на не моносерии, и наоборот. Выводы напрашиваются, конечно…

Но давай по порядку.

Это уже не секрет, могу рассказать. Перед ралли «Вираж» в Гуково, наши шансы оформить победу в серии уже здесь были довольно высоки. По информации из сп ортивного подразделения Рено в России, они вели активные переговоры о приглашении на Гонку Звезд «За Рулем» победителя серии. Чувства были смешанные. Настрой был - в Гуков о «дубасить». Тем более что все так удачно начало складываться. И тут меня так «осадили». И очки надо зарабатывать, и на «Гонку звезд» попасть, не скрою, очень хотелось. Гуково мы поехали сначала медленнее, чем могли, понимая этот груз ответственности. Нам нужно было опередить Андрея Хватова на некоторое количество очков. И тут Андрей в Гуково сходит. Все. Мы поняли, что серия за нами. Оставалось приехать на финал, но там уже был другой настрой, там мы уже не были связаны необходимостью зарабатывания очков. Нас уже ничего не держало. Там мы ехали во всю силу и выиграли.

В этом году у DriveTECH был плотный график. Машину к гонке начали готовить после ралли «Пено». Я чуть ли не каждый день звонил, спрашивал, что у нас с машиной, когда тренировки. Потом Василий Прутковский, который занимался координацией всего процесса отзвонился, сказал, что будет три объявленные организатором тренировки, у нас запланирована одна – в субботу.

Я попросил узнать, сколько будет стоить, чтобы потренироваться еще и в пятницу. Мы выяснили цену вопроса, нашли деньги благодаря нашему спонсору компании RenaMAX. Приехали, отъездили кругов десять, и тут вот она, детская болезнь нового мотора. Масло в цилиндрах. В ночь механики все разбирают, все в порядке меняют «голову». Видимо была микротрещина. В субботу, отключаем фазорегулятор на моторе, теряем в мощности, но мотор едет. Откатываем тренировку. Все хорошо. В крайнем случае, был совсем запасной вариант, ехать на восьмиклапанном моторе.

Я предлагал ребятам сразу поставить его, но решили все-таки ехать на новом. Кроме официальных тренировок, я в течении недели перед гонко й, при любой возможности старался вкатится в лед. По ночам, когда угодно. На каких-то площадках расставляли конуса, в Тушино на раллийной трассе. В Пирогово, на водохранилище.

Мы же не профессиональные спортсмены в отличие от многих из тех, кто ехал. Тот же Кирилл Ладыгин, например. Они просыпаются и садятся за руль. А мы гонщики выходного дня, как говорит мой тренер. Даже не бизнес-драйверы. Миллионов-то у нас нет. Сейчас будет межсезонье, буде м зарабатывать деньги, чтобы потом опять тратить их на гонки.

Собственно вот такая предыстория попадания на это мероприятие. В день гонки мы приехали и пока ходили, обсуждали командную тактику, механики были заняты обслуживание м Нельсона Пике, который должен был тренироваться два часа. Он поездил, потом подходит Сергей Иванов, говорит «Одевайся». Спрашиваю зачем. Пике, говорит, катать будешь, по-английски говоришь? Ну, я работаю на нем, конечно, отвечаю, говорю. Ответственность космическая.

Поначалу старался ехать не очень быстро. Менеджер Нельсона, а потом и сам Нельсон попросили показать траекторию и что нужно делать с машиной. Первые круги я ехал и просто рассказывал, а потом почти целый круг, Пике просто смотрел за тем, что я делаю правой ногой. Он удивился, как мне показалось. Для него было неожиданно, что везде полный газ. Не знаю, как на Формуле они ездят, но тут для него это было откровением.

Потом он попросил, чтобы я проехал с ним справа. Я вообще не очень люблю ездить в качестве пассажира. Уж по треку тем более. Но ехать с ним было очень комфортно. Нельсон впитывает информацию как губка. Он учится мгновенно. Наверное, потому, что делает это с детства. Я читал, что он с трех лет учится ездить. И он начал ехать так, как я показал. И времена стали лучше, секунды на две с круга. Я объяснил, что скользить надо постоянно, при чем он сказал, что первый раз едет по снегу. На мои слова что, мол Нельсон вы же в прошлом году ехали, он ответил, нет, это был не снег, это была вода.

Потом я уже взял инициативу в свои руки рассказал некоторые хитрости. Допустим, что касается трасс ы. Вроде снег. Но в одном месте это чуть припорошенный лед, а в другом – отработка. Он очень заинтересовался, и попробовал проехать и по отработке, которая естественно его затормозила, и по льду, где резина цеплялась нормально. Потом я ему показал шипы с левой стороны, и с правой. Мы с ним накрутили к тому моменту километров 60. И посоветовал попросить механиков на финальный заезд п оменять колеса левые и правые, и рассказал, что здесь кроются десятые доли секунды. Он очень заинтересовался.

Как человек он мне очень понравился. Очень быстро и легко воспринимает новую информацию. И вообще такой нормальный бразильский парень. Никакого высокомерия, звездности.

Потом квалификация. Не понравилось, что в документах написано одно, а на деле оказалось другое. Было объявлено, что мы едем в любом порядке, неограниченное число кругов. Вмешался Сергей Вадимович Успенский, который, как я понял и тут решает все. И было принято в принципе правильное решение. Только его бы хорошо озвучивать заран ее.

На кругу не более четырех машин. Число кругов - один разгонный и три зачетных. Это нормально и правильно. Едешь не в пыли, относительно свободно. Мы попали во вторую четверку. Квалификацию ехал я. Но, честно говоря, сильно перестраховывался. Можно было бы ехать быстрее. Но, как известно история сослагательного наклонения не терпит. В итоге мы показали время минута и четыре секунды, и ста ртовали с тринадцатой позиции. Недоработал. Понимаю. Можно было стартовать в десятке. Отыграть две секунды можно было запросто.

Потом была информация от организатора, что положенные полчаса без шипов мы не едем. В связи с тем, что трасса скользкая и так далее.  И буквально перед стартом, объявляют, что едем все-таки 30 минут без шипов. Переобуваемся. Выезжаем на старт. И тут началось.

Борьба. К ней конечно надо быть готовым. Как в любой дисциплине. Нужен накат. Тебя должны затолкать несколько раз, ты должен затолкать. Было тяжело. Во-первых, пыль. Когда ничего не видно. Это не то, что в ралли, когда догоняешь кого-то, и это «из ряда вон» ситуация. А тут постоянно. И машины соперников и слева и справа. Чуть сбросил – тут же получил.

Алексей Гуськов перед гонкой нам рассказал и показал очень много особенностей трековой составляющей, за что ему огромное спасибо. Он объяснил, что есть пилоты, при ч ем назвал поименно, которые думать не будут, будут бить. Если мы окажемся на их траектории, и скорость будет ниже – будут бить. Так и произошло. Я потом пересчитал. Помню, с ке м были контакты. Но предупрежден – значит вооружен. Я был готов. И Сергей, подозреваю, тоже. Хотя в замес и он, и я попадали. Мы потеряли несколько позиций, но как без этого.

Установка на гонку, озвученная руководителем спортивного подразделения Р ено в России Евгением Мейтесом, была такая. Первое – финишировать. Второе – попасть в десятку. Максимум – попасть в шестерку. Больше задач не стояло. Вот на это и настраивались. Началось. Завалы, вылеты, выходит пейс-кар, чему я, честно скажу, обрадовался. Чем меньш е кругов в боевом режиме без шипов, тем больше у нас шансов. Потом по новой. Рестарт. Первые полчаса прошли, не то чтобы незаметно, но достаточно быстро.

Зазвали меня в боксы, поменяли резину, поменялись с Сергеем, поехал он. Я за это время перевел дух, посмотрел времена. Остался, честно скажу, недоволен. Медленно. Но в итоге оказались на, 14 месте. В принципе, неплохо.

И тут, минут через 20, буквально напротив пит-лейна, останавливается Сеат. Из-под капота валит дым. Вроде как гонку останавливают, видны красные флаги, но буквально тут же они меняются на желто-белые, выходит пейс-кар. И в этот момент команда принимает решение, что я меняюсь с Сергеем и стараюсь ехать до конца. В суматохе смена. Под пейс-каром. Это разрешено. Мы н ичего не теряем. Ребята ставят новые колеса вперед. И мне больше часа «пилить». Заливаю т топливо . Удалось выбраться до пейс-кара и догнать всю вереницу. В этот момент приш ла уверенность, что все получится. Я знаю, как ехать на шипах, знаю, какое время могу показать, понимаю, кого могу достать.

Рестарт – поехали. Лидеры в это время тоже заезжали, выезжали. Я старался не ввязываться в потасовк и. Гуськов говорил, что в принципе это их проблемы, т ебя обогнать. Если пару раз синий флаг не показали – забей. Но у нас были и наши задачи. Я старался не мешать тем, кто ехал явно быстрее. Хотя в треке это не принято.

И тут уже я начал догонять людей. Но старался вести себя корректно. Хотя можно было и жестче. Четыре или пять обгонов. У кого-то проблемы с машиной, кого-то просто доставал, уже входя во вкус этой езды. Но я заметил, что когда начинаешь думать о том, как бы обогнать, едешь медленнее. Когда перестаешь думать, все проще.

Потом опять завал, опять пейс-кар. Сообщают что мы восьмые. Понимаю, что в десятку должны попасть. Остается минут сорок. Смотрю на топливо – примерно хватает. Рестарт, Вертунов начинает прорываться, распихивая всех, Басов тоже. Ладыгин один раз в корму насадил так, что я чуть не вылетел. В общем, нормальная рабочая обстановка. Отмечаю – ехать полчаса, бензина – три риски. Это немного. И тут опять пейс-кар, и в одном из поворотов красивейшая картина. На сугробе висят Успенский и чуть позади Вертунов . Я даже в боксы передал. Начали уже анекдоты сочинять на эту т ему. Два быстрых, талантивых спортсмена, висят на одном сугробе и Успенский все-таки впереди. Символично.
в первом же повороте черно-красный Поло, очень жестко опирается на меня. Я уже вышел на траекторию, у меня вывернуты колеса, он бьет не думая, и я чувствую, что что-то не так с рулевым. Машина перестает ровно ехать по прямой и совершенно по-другому входит в повороты. Поймать ее тяжело, скользить с постоянным углом тяжело. А я уже догоняю кого-то. И понимаю, что ничего сделать я не могу. Ускориться не могу. Приходится ехать на трудноуправляемой машине, в вынужденно более медленном темпе, смотря на указатель топлива, и периодически загорающуюся лампочку. В боксах молчок. Финишный флаг. Доезжаем круг, встаю в очередь на въезд в пит-лейн, никаких мыслей о результате. В рации какие-то обрывки поздравлений, информация, что вроде как в шестерке. Пытаюсь уточнить, не получается. И тут подходит Михаил Михайлович Бонч-Осмоловский, говорит, давай ходи отсюда, тебе, мол, еще на синих финал ехать. И тут я понимаю, что мы попали в шестерку!

Мне достается машина с номером «1». Перегоняю к своим механикам, настра иваем сидение и ремни, выезжаем. Поскольку я шестой, то дорожку не выбирал, мне досталась самая внешняя. Я даже не знал, с кем я стартую. Видел на жеребьевке Ладыгина, Ба сова, Травина и Жаркова. Но
Под пейс-каром остается одна риска топлива и минут 20 езды. Запрашиваю боксы – дозаправка. Категорично отвечают, едешь до упора. До рестарта стараюсь ехать на 4 передаче, не нажимая газ, берегу бензин. Мне не говорят про места, но я понимаю, если были восьмые и Успенский, лидер к тому моменту, вылетел, то мы седьмые.

Опять рестарт. Я понимаю, что надо держаться в своем темпе. И кто, на какой машине и дорожке – понятия не имел. Старт. Пытаюсь срезать тр аекторию. Но они ребята ушлые, тут же «запирают калитки». Ничего не получилось. Никуда не сунуться. Приходится отпустить немного. Пару поворотов проходим вереницей. Потом народ понял, что надо «давить на газ». Образуется отрыв. И тут я понимаю, что все. Вот теперь можно все. Обгонять, прессовать, мы уже в финале. И шип не гражданский, а нормальный тренировочный, который я знаю, как держит.

Начинается самое интересное. Вижу впереди себя машину. У меня есть цель. Его догнать. И в одном из поворотов я его прохожу внутри и уезжаю достаточно далеко.  Он сзади, но понимаю что уже его не пущу, доезжаю заезд, пятый.

Снова старт.  И тут, что называется, пошел полет. Ладыгин выигрывает старт. Мы выстраиваемся. Вижу, что впереди начинается «замес». Один опирается на другого, меня сзади подталкивают и чувствую, что сейчас что-то будет. Я на какое-то мгновение «прикрываю сь» чтобы сместится внутрь, и в этот момент две машины передо мной чуть расходятся, уходят наружу, и образуется «дырка». И я в нее пролезаю. И подставляюсь сам. Понимаю, что из этого поворота нужно просто выйти впереди. Выезжаю, вижу впер еди себя две машины, не очень далеко. Надо просто ехать. Догнать их визуально получается, но не на трех кругах. Скорость растет, я подсматриваю, как они едут, пробую повторять, все получается, третий.

Финальный, третий заезд. Уже много говорили, что был фальстарт. По моим ощущениям, это действительно так. По-моему у Жаркова, который приехал в этом заезде вторым. Я, еще стоя на старте боковым зрением видел, как его машина поехала и ушла почти на полкорпуса, а может и больше. В итоге мне удается вклиниться четвертым. Какое-то время я вижу машину впереди меня. Но ребята едут очень быстро, мастерски. Посматриваю в зеркала, сзади две машины. И вдруг, в одном повороте они пропадают. Я думаю, что они справа слева в мертвых зонах, или их нет совсем. В итоге отказалось, что у них там своя разборка была, они друг друга с бруствера на бруствер «пристраивали». Я все три круга еду, видя хвост третьей машины, и так четвертым приезжаю на финиш. И итоговое четвертое место. За фальстарт никаких наказаний не было применено. Возможно, будь перезаезд, по правилам, был бы другой результат, но сослагательного наклонения не бывает.

Как резюме, свои задачи - максимум  мы выполнили, и даже больше. Можно было проехать лучше. Надо было ехать быстрее квалификацию, ехать смелее в гонке. Но как я говорил, «если», и «возможно» тут не бывает. Проехали так. Меня просили, но не настаивали, по возможности сохранить машину, потому что на ней Ковальчук поедет в Карелию. Я старался и берег. Сам не ломал. В меня приезжали. И на синем Логане, на котором ехали финал – вообще, ни одной царапины. Ни одной. По трековым меркам может это и неправильно, все машины побиты, а этот как с конвейера.

Тут, наверное, сказываются две вещи. Ралли более располагает к сохранению автомобиля. Там важен автомобиль на всю дистанцию – привычка. И второе – отсутствие опыта контактной борьбы, когда любое отпускание газа это метры, а нужно лезть в пекло.

А вообще, мне трек понравился. До этого, я смотрел на подобные гонки со стороны. У меня был вопрос, который я пытался выяснить. Вот ипподром или трек. Поворот после прямика. Нужно тормозить или нет? Теперь могу сам себе ответить, что в идеальных условиях, когда перед носом пять машин не попадают в «кучу малу», то можно полным ходом.

Пришло понимание, хотя бы поверхностное, что такое трек. Или ипподром. Не знаю, как правильно охарактеризовать эту гонку. Понимание, что как и в любом виде спорта, достигать результатов можно только опытом и накатом. Плюс положительный опыт управления на больших скоростях на скользком покрытии. Что происходит с машиной, как можно ехать, как нельзя. Что такое «езда в упоре», кстати. А это, надо сказать, лотерея. Либо ты останешься на трассе либо нет. Но тут тоже важен накат. Как упираться, в каком месте. На т ренировке пробовали. Улетали за бруствер. Чуть «уши» не исполнили. Ехали с тренером, без шипов, засадили в сугроб, въехали на бруствер. И машина то вправо наклонялась, то хотела на бок лечь. На третий крен Костя сказал «Ну когда уже», и тут мы встали на колеса. Обидно было бы механикам работы подкинуть.

Боря Ефимов, директор нашей команды, подошел ко мне сразу после финиша финальных заездов, видимо хотел поймать на эмоциях, и спросил, «Ну что трек едем в следующем году, машину собирать?». Но мне понравилось, очень. Если пригласят еще на Гонку Зве зд, поеду не раздумывая.

И тут я задал провокационный вопрос. А если спонсор скажет что готов обеспечить выезд на сезон, но либо трек, либо на Чемпионат России по ралли…. Какой был ответ! Им можно завершать рассказ.

Я знаю, сколько стоит полноценное выступление в Чемпионате России. Если бы вопрос стоял так, я выбрал бы ЧР, но сумел бы сэкономить и проехать еще и трек!

Потом мы еще долго говорили о выборе машины для трека, о том что спонсор ы Михаила, директор  RenaMAXа и Президент «Группы Компаний «СИМ»  были на гонке, и на вопрос о текущем и следующем сезонах пока отмалчиваются, хитро улыбаясь… Михаил рассказал, о том как Василий Прутковский, координатор команды сидел в пресс-центре рядом с Фирдаусом Кабировм, и смотрел за результатами. У напарника Фирдауса по команде, к концу г онки тоже бензин был на нуле, а ехал он за Михаилом. И ставки были на то, у кого топливо кончится раньше….

Но самое главное, он не только выполнил поставленные задачи. Он прожил день, к которому шел несколько месяцев. И прожил его ярко!
Вернуться к списку новостей | Опубликовано27.02.2009
Login:
Password: