Страница на Facebook

Лента новостей в RSS

Instagram

на главную

Победный старт сезона 2014 года – Ралли Пено

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter!
Старт на втором этапе Чемпионата России 2014 года открывал для нас новый соревновательный сезон и был дебютом на новом автомобиле в России. Но гоночные амбиции сейчас на втором плане, мы идем своим путем и учимся, учимся и еще раз учимся. Именно сейчас можно и нужно экспериментировать и допускать ошибки, из которых делать правильные выводы.

Перед гонкой были запланированы двухдневные тесты, за предыдущие зимние месяцы мы только раз смогли выехать и застать немного снега в Латвии. Погода в Тверской области выдалась зимняя, но теплая. Днем чуть ниже нуля, ночью легкий минус. Периодически шел сильный снег. Спасибо Марине Даниловой, в нашем распоряжении два интересных кусочка дороги вблизи поселка Рунский. Один быстрее и прямее, второй накрученный. Оба очень сильно напоминают гонку. Задача не тривиальная. Научится быстро и точно подбирать настройки под конкретную дорогу, это нам пригодится в будущем. В нашем распоряжении два типа рисунка покрышек, шины с обычным и удлиненным шипом, стабилизаторы, работа с высотой автомобиля и давлением шин.

Первый тестовый день вышел скомканным, через два часа датчик давления масла начал выдавать ошибки. Не критичные и не фатальные, но явно указывающие на некорректную работу редукционного клапана масляного насоса. Благо команда Thomas Beton Racing моментально это определила, имея возможность снять данные телеметрии работы мотора. После «вскрытия» было решено не рисковать и поменять весь масляный насос в сборе. С собой его не оказалось, но Алексей Павловский и Владимир Катин из Московской гоночной команды «ЦСКА» оперативно пришли на помощь и выдали со своего склада новую фирменную деталь Renault Sport. Уже через пять часов, доставленный едущим в Пено на гонку Романом Перевезенцевым насос был у нас, и еще через час он был установлен, мы были готовы продолжать тесты.

Второй день тестов. Сегодня полуторная нагрузка, надо наверстать упущенное вчера время. Пока все остальные участники тестов просыпаются и вяло начинают, мы уже ровно в 10 часов стартуем “боевые” проходы.  За два с половиной часа наматываем 60 километров, перепробовал различные варианты настроек. Постепенно «находим» самые быстрые и делаем паузу на обед. Нам как раз нужны полтора часа, чтобы дорогу укатали до гоночного состояния – она превращается в похожую на ту, по которой нам ехать в день соревнования. Тут начинается самое интересное. Еще раз пробуем несколько вариантов настроек и понимаем, что ранее выбранные были правильными – они самые быстрые. 

Последний штрих вносит Янис Воробьев, который работает на этой гонке с Сашей Гореловым. Он говорит моим механикам, что нужно изменить, но я об этом не знаю. Моя задача просто проехать точно так же, как я ездил до этого, и увидеть время. Две, три итерации и мы “снимаем” еще время с нашего результата. Отлично, тесты прошли успешно, спасибо команде и внезапной помощи Прибалтийского Чемпиона.

День ознакомления прошел спокойно, времени записать все СУ достаточно. При записи «допов» второй и третьей секции приходилось делать коррекцию на “обратную” колею, т.к. сначала в гонке мы едем “пеновский круг” по часовой стрелке, а потом два раза против.

Гонка. Погода такая же, а это значит, что наши настройки идеально подходят. Задач на гонку несколько. Во-первых, с первых же километров взять хороший для нашей текущей формы темп. Никаких “раскачек” и “просыпаний”. Сел и поехал. Там, где мы будем соревноваться в будущем, такого никто не простит, там сразу и все едут как нужно. Второе, постараться понять, в чем сейчас главные сдерживающие факторы для быстрой и стабильной езды. Может это стенограмма, может это физическая форма, может это работа экипажа или команды. Третье, это найти ориентир, выбрать более быстрые и стабильные экипажи, по которым смотреть на свою собственную скорость. И последнее, это проехать всю гонку в высоком темпе, даже если мы уже ничего не сможем решить сами и альтернативой будет езда «на доезд».

Философия спорта и правильного настроя на выступление говорит о том, что все и всегда кроется в своей собственной голове. Она и есть твой основной соперник. Победишь себя – победишь всех. Этому надо научиться, это самое сложное.

На первой секции мы стартуем в конце третьего десятка сразу за полноприводными экипажами. Все наши соперники по классу позади нас, такова стартовая позиция благодаря прошлогоднему Чемпионству. С одной стороны это хорошо, но мы не сможем унать время наших конкурентов, не увидим его на табло, а не все охотно его говорят. Задача одна, просто ехать в своем хорошем темпе без оглядки, ориентироваться по временам полного привода и смотреть на положение после первой секции. А по ходу будем смотреть на самого быстрого в полном приводе.

Первый СУ, 13 километров, дорога быстрая. Очень мешают нарытые разно-профильные колеи стартовавших впереди нас полноприводных машин. Конечно, первые десять едут по одной линии, а вот дальше все по-разному. Кто-то только учится ездить, кто-то прогрессирует, кто-то едет первую гонку. Нам это добавляет сложностей, приходится снижать темп и искать глазами «реперные» точки на траектории. По ощущениям все хорошо, три-четыре торможения могли быть сочнее. Проигрываем лидеру полного привода 42 секунды, это три секунды с километра. Много, хотя СУ очень быстрый, его средняя скорость 131,5 километров в час, наша 118. Но, оказывается, что темп не плохой, ближайшему в моноприводе мы «привозим» 24 секунды, это много. Второй СУ в таком же темпе, все четко и контролируемо, проигрыш лидеру полного привода (Лукьянюку) уже чуть больше двух секунд с километра. В классе и моноприводе ближайшему «привезли» опять достаточно, 17 секунд  с 15-ти километров. На третьем СУ, более закрученном, уступаем все те же 3 секунды с километра лидеру гонки, и продолжаем наращивать отрыв в своем классе. К финишу первой секции у нас 50 секунд преимущества в классе R3 и 9-е место в абсолюте, при старте двадцать пятыми. Неплохо конечно, но такая езда требует запредельной концентрации. За первую секцию я изрядно  устал, у меня еще не было опыта, требующего столь точную и безошибочную работу на столь высоких скоростях. И это, пожалуй, самый важный урок, который я вынесу после ралли «Пено». Именно концентрация при работе на пределе – вот задача на ближайшие месяцы, домашнее задание.

Далее получасовой сервис, с машиной все в порядке, однако механики делают всю рутинную работу, проверяется абсолютно все – независимо от жалоб экипажа. На вторую секцию выезжаем с боевым настроем, впереди СУ «Корено» в классическом направлении. Очень узко, практически нет прямиков и сплошные «разгрузы». Обратная колея не позволяет открывать газ до вершины поворота полностью, поэтому на выходах приходится держать машину на «моменте», а это потери. Проезжается на одном дыхании, хотя и с запасом и перестраховками. Удивительно, но у нас седьмое время в абсолюте и хорошее преимущества в моноприводе. Неужели все так расслабились за перерыв на сервис и регруппинг? Но у нас впереди самое интересное, то, чего я ждал с самого старта. 30 километров дороги со средней под 120 километров в час. Вот на примере этого СУ надо правильно научиться распределять собственные силы и ресурс колес. Спортивная покрышка постепенно нагревается и шип расшатывается. Со временем он «ложится» и работает менее эффективно, при этом хуже разгон, хуже «держак» на дуге и хуже торможение. В первой части допа атакуем, затем очень чисто едем быструю часть, а после середины начинается само сложное. Там нужно активно работать с тормозами, чтобы показывать хорошее время. И я решил немного поэкспериментировать и увлекся. Километров за 8 до финиша чувствую, что на торможениях машина «плывет». Торможу раньше, но эффективность падает, «подогрел» тормоза. Приходится на прямой раньше отпускать газ, в некоторых связках придерживаю машину ручником, даю остыть переду. До финиша темп сильно упал, но начальный задел дал показать среднее время. Я очень собой не доволен, сам себе испортил хороший проезд. Всего 10-е время и проигрыш 2,5 секунды с километра лидеру гонки. Обидно, мог лучше. Но именно сейчас и нужно делать выводы, больше такой ошибки я не допущу. Короткий зрительский доп едем «пешком», выигрывать на нем нечего, а сломать можно полмашины. Далее сервис. Команда опять проверяет весь автомобиль, никаких работ, кроме регламента не требуется. Даже после прокачки тормозной системы никаких проблем не выявлено. Все-таки у правильной гоночной машины предел прочности сильно сдвинут в сторону надежности.

Крайнюю секцию едем аккуратнее. Зрительский СУ опять пешком, «Корено» с запасом, длинный СУ в среднем комфортном темпе. Ведь сейчас моя цель ехать быстро первый проход под стенограмму, а не второй, где уже невольно помнишь сложные и важные места. Да и накопившаяся усталость дает о себе знать, нужно лучше быть готовым физически к летним стартам.

По итогам смешанного этапа Кубка и Чемпионата России мы заняли седьмое место в абсолюте, оказавшись «прокладкой» среди полного привода на нашей «бешеной табуретке». В рамках этапа Чемпионата России мы выиграли класс R3 с преимуществом в одну минуту тридцать секунд и заняли пятое место в абсолюте. Очень неплохой задел, если бы мы решили полноценно ехать сезон.

Тем не менее, для меня, Антона и всей команды эта гонка дала бесценный опыт, и каждый вынес для себя что-то нужно и что-то новое.

В ближайшие дни я выступлю на Московском ипподроме на традиционной «Гонке Звезд «За рулем», а уже через полторы недели мы продолжим покорение раллийных трасс в Карелии, на этот раз на третьем этапе Чемпионата России, который пройдет вблизи Сортавалы.

Фото галерея (за фото спасибо Алексею Каткову, Ивану Карасеву, Анатолию Кожарину и Анастасии Щербаковой)

Онборд СУ4
Вернуться к списку новостей | Опубликовано18.02.2014
Login:
Password: