Страница на Facebook

Лента новостей в RSS

Instagram

на главную

Шинная стратегия – Победа на ралли «Карелия 2014»

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter!
За неполные три недели – три гонки. Это довольно плотно. Еще сложнее то, что приходится пересаживаться на разные машины. Менее чем через неделю после «Ралли Пено» была традиционная «Гонка Звезд «За Рулем», и я уже собирался выкладывать свои заметки на сайт, как меня попросили предоставить материал для публикации в журнал «За Рулем» в апрельский номер. Так что сейчас рассказ будет про третий этап Чемпионата России по ралли в Карелии, а про «Гонку Звезд» я расскажу после выхода тиража печатной версии.

Для нас это была вторая раллийная гонка в этом зимнем сезоне, и самым приятным сюрпризом было то, что «Ралли Карелия» проводилось не на привычных дорогах вокруг Лахденпохьи, а полностью переехало в район Сортавалы. Два из четырех спецучастков, которые составляли около 20 километров неповторяющейся дистанции, уже использовались прошлым летом в обратном направлении. А еще 42 километра допов были абсолютно новыми для всех раллистов России и зарубежных гостей соревнования.

Накануне ознакомления мы провели небольшие тесты на участке легендарного СУ «Ристилахти», который славится своей скорость и большим количеством полетов. Надо сказать, что в Лахденпохском районе только на этой дороге был снег, все остальные были уже сплошным мерзлым гравием. Были некоторые опасения насчет покрытия на гонке, но, забегая вперед, скажу, что они не оправдались. На тестах мы начали с пеновских настроек, но сразу стало ясно, что они не идеальны для такой дороги. Покрытие жестче, снежная подушка намного тоньше и много «разгрузов» и полетов. Работа с амортизаторами, подбор давления в шинах и проверка разных рисунков  протектора помогли найти некий компромисс. Настройки меня полностью не устраивали, поэтому пришлось адаптировать свой стиль, чтобы показывать быстрые времена. Меня до сих пор мучает вопрос: я не смог подобрать их или это такая дорога, на которой очень сложно добиться стабильности и полного контроля над автомобилем?

Переместившись всей командой в район Сортавалы и достаточно хорошо выспавшись, на следующий день мы отправились записывать новые дороги. Обычно на ознакомлении времени хватает без особого запаса, но здесь картина была иная. Хоть спецучастки и длинные, и перегоны достаточно изнурительные, мы записывали трассу очень оперативно. В перерыве между правой и левой «петлей» СУ удалось даже вернуться в город и пообедать блинами, масленичная неделя все-таки! Дорожное покрытие было вполне приличным. В лесных частях лежало много снега, а на открытых для солнца участках виднелась земля, но еще мерзлая – что должно было обеспечить хорошее сцепление колес с дорогой. Изюминкой гонки, на мой взгляд, стал 33-х километровый новый доп. Это очень трудная, разная по покрытию, напряженности, темпо-ритму и ширине дорога. Хотя и остальные СУ были не менее сложные и интересные. Очень приятно, что у нас в России есть такие дороги и организаторы стараются находить и использовать что-то новое.

Гонка начиналась после обеда в пятницу и нам предстояло проехать петлю из двух СУ дважды, общей дистанцией порядка 40 боевых километров. Я наблюдал за карельской погодой на протяжении трех дней, и мне было важно понимать, какое будет покрытие после обеда в пятницу и в субботу утром. Обычно с утра и часов до двух-трех дорога «жесткая» и верхний слой заморожен. После трех, когда солнце достаточно прогревает землю, верхний слой дороги становится мягче, где-то появляется растопленный снег, а где-то скользкая пленка на льду. Нужно понимать, по какому покрытию ты едешь, потому как сцепление с дорогой разное, и чтобы быть быстрым, приходится действовать с поправкой на условия. Как я и предполагал, на первой секции дорога была чуть мягче, и шип работал лучше, «протыкая» верхний слой.

Стартуем первый СУ, он очень напряженный и быстрый. Много поворотов без расстояния между ними, дорога «горбатая», брустверов нет. Времени на «раскачку» нет. Согласно правилам, нас поставили позади всего полного привода, а это около тридцати машин. Меня беспокоило то, что мы можем догнать впередиидущий автомобиль, но две минуты интервала и сравнительно короткие СУ первого дня развеяли мои опасения.  Сразу войти в рабочий режим не получается, не хватает собранности. Едем, хорошо, но не так, как нужно. В голове держу мысль и помню, что накануне ночью меня мучала зубная боль и пришлось принять обезболивающее с седативным эффектом, а это ухудшение реакции. Понимаю, что физически работаю процентов на 70-80%, и нужно делать на это корректировку. Несколько полетов, которые дальше и жестче, чем казалось на ознакомлении. Нормального «держака» так и нет, машина всюду норовит покинуть идеальную линию движения, да и участники впереди ехали слишком узко, а мне нужно использовать всю ширину дороги, чтобы проносить большую скорость. Финиш, можно сделать первые выводы. Мы на секунду медленнее Хонды Сергея Бакулина, от остальных «уехали» достаточно далеко. Еще постоянно приходилось переключаться с 5-ой на 6-ю передачу и назад. А это потеря времени. Видимо главная передача в КПП не очень подходит именно для этого СУ.

Второй доп, очень много длинных поворотов средней крутизны, в них нет одинаковой траектории, участники едут по-разному, поэтому, строя нашу линию движения я постоянно оказываюсь на покрытии с переменным сцеплением. И опять не могу ехать на одной передаче, постоянно то пятая, то шестая. Точно, короткая главная передача сюда подошла бы идеально, включил шестую и просто держи темп. На этом СУ показываем такое же стабильное время по отношению к лидеру Абсолюта, а вот наши соперники по классу не блещут стабильностью. Костя Коваленко сильно прибавил, а Сергей Бакулин явно провалился. Для нас это значит что лидерство упрочено, и теперь у ближайшего соперника выигрываем уже более 12 секунд.

Сразу после СУ2 получасовой сервис. Есть время передохнуть и поправить настройки. На повторную петлю уезжаем без дополнительных фар головного света, хоть мы и попадем немного в сумерки, «люстра» не пригодится. Рисунок протектора шин решили не менять, а вот амортизаторы пощелкали. Третий СУ, едем чище и правильнее. Покрытие уже подмерзает и «держак» немного теряется. Свое время улучшили на пару секунд, стабильно, все хорошо. Конкуренты близко, но мы выигрываем СУ и немного «отъезжаем». Крайний доп дня проезжаем на 0,5 секунды с километра быстрее, чем свой первый проход. Опять было скользко, опять не хватало «короткой пары», опять первые и 16 секунд преимущества перед вторым днем. А ведь именно завтра будет все самое интересное, все только начнется.

Перед этой гонкой вышел официальный бюллетень, который поставил «вне закона» шины Pirelli с рисунком ассиметрик и удлиненным шипом. А мы закупили в начале сезона именно такие шины, потому что в Москве не было в продаже до середины февраля привычных нам Michelin.  Очень странно, что колеса, на которых едут во всем мире, «вдруг» становятся под запретом у нас. Интересно, это как-то связано с коммерческой деятельностью дилера Michelin в России? Конечно, можно немного «подточить» шипы и рискнуть. Но риск слишком большой, поэтому на второй день мы ставим оставшиеся 4 колеса с рисунком «елка» и просто обязаны распределить их ресурс на весь день, а это почти 80 километров боевой дистанции, к тому же два СУ по 33 километра каждый.

Погода во второй день хорошая, ночью был легкий мороз. Первый СУ второго дня своеобразный. Узкая дорога, идущая по постоянной насыпи, маленькие брустверы. Дорога очень быстрая, повороты через длинные трамплины. Стартуем, скользко на дугах, так как подложка дороги - это мерзлые ледяные колеи. Зато на разгоне и торможениях новые колеса работают идеально. Доп проезжаем менее чем за пять минут, я даже согреться не успел, только начал входить в рабочий режим. У нас первое время в классе и шестое в Абсолюте. Все под контролем, далее первый проход длинного допа. Шикарные 33 километра новой сложной дороги. Сначала узко и быстро, затем очень напряженно с большим количеством коротких поворотом, далее быстро и много «разгрузов», обочин нет, канавы глубиной под два метра. К финишу прямее и последние 4 километра частично на «отсечке».  Половина допа снег, половина мерзлый грунт, на солнце лужи. Как сказал эстонец Сергей Ларенс: «На этом допе есть все, что есть в ралли!». Едем с задачей не нагружать сильно колеса. Если шип начнет шататься, нам не хватит этого комплекта на четвертую секцию. Жадничаю скольжениями и сочными торможениями на «земляной» части СУ. Финишируем, как и ожидалось, отдали много, лидеру монопривода проиграли 16 секунд. Это, примерно, 0,5 секунды с километра. Но ничего страшного, наш запас еще 12.

Приезжаем на сервис, тщательно осматриваем каждое колесо на «стойкость» шипа и возможное разрушение самой покрышки. Все в порядке, колеса износились даже меньше, чем ожидалось. Меняем перед и зад местами и едем на заключительную секцию. Тактика очень простая. На коротком СУ устроить спринт, убежать подальше. А на длинном СУ проехать в комфортном темпе, удерживая отрыв.

На предпоследнем узком ледяном СУ еду чисто и быстро, все складывается идеально. Четвертое время в Абсолюте, выигрываем у преследователя по классу еще 4 секунды, теперь наш запас 16. Тактика работает. И теперь можно насладиться ездой по, пожалуй, самой сложной и интересной дороге в Карелии, которую я только видел. На всех частях СУ, где есть снег, мы ехали четко, с ярко выраженными торможениями, насыщенными дугами, прыгали, разугружались. Там, где больше земли, делал все с запасом, излишне не рисковал, чтобы не пробить колесо или не съехать с дороги. 18 минут пролетели как одно мгновение. Пожалуй, это самый сложный СУ, который я ездил. Как же хочется проехать его летом, на грунтовой гонке. В итоге, выигранный СУ и улучшенный по отношению собственного первого проезда результат почти на 21 секунду, или 0,63 секунды с километра. Отличный темп. Хотя, если бы борьба шла за позицию, я знаю, как его проехать еще секунд на 10-12 быстрее. Тем не менее, по итогам езды на этой дороге я решил немного пересмотреть акценты при составлении скоростной стенограммы. Кое-какие вещи мне ранее не казались такими важными, но когда едешь 90% спецучастка на скоростях в диапазоне 120-160 километров в час, выплывают новые, неизвестные нюансы. Этот выезд оказался очень полезным для меня, я этого совсем не ожидал.

В итоге мы выиграли класс R3, стали быстрейшими в моноприводе и опять, как и в Пено, поднялись на пятую строчку Абсолютного зачета! Никакого прогресса, как же расти дальше!?

Зимний сезон закончен, а с ним и наши выступления в Чемпионате России в этом году. Увы, но планов продолжать нет, может быть только пока. Если перед нами поставят задачу и сформируют необходимый бюджет – мы готовы сделать все, чтобы его выиграть. Наше ближайшее соревнования пройдет 19 апреля в Москве, в Крылатском. Rally Masters Show проводится на асфальтовом покрытии, для этого команда Thomas Beton Racing уже переоборудует наш Renault Clio R3 Maxi под асфальтовую спецификацию и мы приступаем к тренировкам.

Планы выступлений на 2014 год пока окончательно не определены, я очень надеюсь, что все прояснится уже к RMS! Приходите, будет интересно!

Фото галерея

Онборд СУ7
Вернуться к списку новостей | Опубликовано07.03.2014
Login:
Password: